Новые бланки лицензий – неформализованные формальности
Федорченко Людмила Михайловна
Партнер Аудиторско-консалтинговой группы «Информаудитсервис», исполнительный директор НП «Национальная страховая гильдия»
|
Как идет процесс получения страховыми компаниями новых бланков лицензий на осуществление страховой деятельности? На что рекомендуется обращать внимание при подготовке к перелицензированию?
До 30 ноября 2015 года страховые организации должны пройти процедуру замены бланков, выданных до 21 января 2014 года.
По состоянию на август новые бланки лицензий были выданы всего нескольким страховщикам. Самая большая проблема состоит в том, что страховым компаниям не понятно, как правильно подготовить заявление на замену бланка.
В соответствии с Указанием Банка России №3285-У от 19.06.2014 в заявлении страховщик должен указать все действующие правила страхования, распределив их по видам страховой деятельности. Так как за последние 5 лет было достаточно много сделок по купле-продаже страховых компаний, у некоторых из них архивы документов, связанных с уведомлением регулятора о правилах страхования, не сохранились. Были неоднократные случаи отказов в получении нового бланка лицензии со стороны Департамента допуска на финансовый рынок ЦБ, с указанием в качестве причины отказа несоответствия правил и видов страхования, указанных в заявлении.
При этом давать страховщикам детальные пояснения в данной области Центробанк отказывается. Что делать страховой компании в случае, если архив частично отсутствует и как правильно распределить правила по видам страхования, это, по мнению ЦБ, вопрос, который она должна решать самостоятельно.
Хуже всего, что в соответствии с прежними нормативными актами архив фактически сохранялся страховой компанией только в бумажном виде, а значит, его утрата лишает страховщика возможности правильно заполнить заявление на замену бланка. Чаще всего баз залицензированных правил в электронном виде не существует. Получается, что страховые компании, лицензировавшие правила 5-10 лет назад и утратившие архив, практически неизбежно сталкиваются с проблемой отказа в получении нового бланка лицензий. Правильный ответ мог бы давать регулятор, но и там сохранен только бумажный архив, справок по нему никто не дает.
Страховщику в такой ситуации приходится производить разнесение по видам на свой риск и получать отказы, нередко повторные и неоднократные.
Второй по частоте причиной отказов в замене бланка является отсутствие назначенного актуария. Однако, актуарий и не должен быть назначен сейчас, поскольку требования о наличии назначенного актуария вступают в силу только в 2015 году. Мы советуем нашим клиентам назначить актуария, чтобы избежать отказа по этой причине.
В сложившейся ситуации кураторы ЦБ могли бы способствовать нормальному взаимодействию страховщика с регулятором, но они к работе еще не приступили.
С учетом того, что каждая итерация по обращению в ЦБ с документами занимает от 30 дней, процесс растягивается на очень значительное время, и до установленного законом срока перелицензироваться можно просто не успеть.
Последствия этой ситуации, когда не все страховщики могут успеть пройти процедуру получения новых бланков, будут серьезные. Возможно, в итоге в очередной раз страховой рынок будет переделен между теми, кто успеет пройти все эти процедуры.